Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы. Из собрания "Fondation Serebriakoff", Париж

14 февраля — 30 марта
http://www.tretyakovgallery.ru/

Экспозиция, подготовленная к 130-летию со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884–1967), живописца, рисовальщика, принадлежавшей к плеяде художников-мирискусников "второй волны", представительницы прославленной художественной династии Бенуа-Лансере, – значительное событие в выставочной практике Третьяковской галереи.

Более половины жизни, начиная с 1924 года, З.Е.Серебрякова жила во Франции. Произведения этого периода долгое время были почти неизвестны в нашей стране. Первая крупная выставка ее произведений в СССР, включавшая французские работы, была устроена при участии художницы в 1965–1966 годах в Москве, Киеве и Ленинграде. Большинство привезенных из Парижа работ было приобретено крупнейшими музеями страны, в том числе в Третьяковскую галерею поступила серия великолепных пастелей. Настоящая выставка станет первой в России, целиком посвященной зарубежному творчеству художницы. В экспозицию вошло более 70 работ Серебряковой, хранившихся в ее парижской мастерской и никогда ранее не выставлявшихся в нашей стране.

Портреты представителей французской и русской аристократии стали для Серебряковой основным источником заработков. Она часто писала несколько вариантов портретов, добиваясь передачи внутреннего мира модели. Из-за недостатка средств на дорогостоящие масло и холсты, а также стремясь к быстроте исполнения, художница стала много работать в графических техниках – пастелью, цветными карандашами, акварелью, достигнув в них исключительной виртуозности.

В экспозицию вошли мастерски исполненные детские портреты, например "Портрет сына Сергея Прокофьева" (1927). Но особенно выразительны изображения ее собственных детей – Александра и Екатерины, самых частых и любимых моделей. В эмиграции Серебрякова стремилась вернуться к темам и сюжетам, увлекавшим ее в России, — монументальным и идиллическим образам крестьян, когда-то вдохновившим ее на полотнах А.Г.Венецианова. На выставке представлен триптих "Баня" (1926), созданный в продолжение знаменитого, исполненного на родине цикла "Бани".

Начиная с 1926 года Серебрякова смогла позволить себе выезжать с детьми из Парижа на этюды – в Бретань, на юг Франции, Корсику, в Италию, Англию, Швейцарию. На выставке экспонируются созданные в этих поездках живописные и графические пейзажи, портреты местных жителей, крестьян. В написанных маслом "Булочнице с улицы Лепик" (1927) и "Торговке овощами в Ницце" (1931) Серебряковой удалось точно передать характерность французских типажей.