Шедевр из Британского музея

06.12.2014 - 18.01.2015
http://www.hermitagemuseum.org/
Римский дворик, Новый Эрмитаж

На выставке представлена статуя западного фронтона Парфенона, созданная в мастерской Фидия в 438–432 гг. до н.э. Плавные очертания позы обнажённой мужской фигуры вместе с текучими формами драпировок позволяют считать, что скульптура изображает речное божество — аллегорию афинской реки Илисс.

Скульптура располагалась в угловой части западного фронтона Парфенона. В целом многофигурная композиция изображала сцену состязания Афины и Посейдона за власть над Аттикой. Каждый из них сотворил чудо: Посейдон ударил своим трезубцем о скалу, и из неё хлынул солёный поток, Афина же, ударив в землю копьём, вырастила первую оливу, и именно ей присудили победу. На восточном фронтоне Парфенона была представлена сцена рождения Афины, вышедшей из головы её отца, Зевса, уже взрослой, в полном вооружении и доспехах.

В сценах на обоих фронтонах Афинский акрополь умышленно был сопоставлен со священной горой Олимп. В целом, скульптуры Парфенона создают представление об Афинах как о лучшем городе, достойном божественного покровительства и почтения со стороны жителей других областей Греции. В то время Афины были городом с самым передовым демократическим устройством на просторах ойкумены. Решением народного собрания из городской казны ежегодно выделялись средства на его застройку, а хранилась казна в самом Парфеноне. Во главе города стоял Перикл, предвидевший, что город станет образцом для всего греческого мира. В 431 году в знаменитой «Надгробной речи» на похоронах афинских воинов, погибших в первый год Пелопоннесской войны, Перикл обвинил Спарту в том, что этот город был закрытым и военизированным, противопоставив ему свободолюбивые Афины, которые он назвал «центром просвещения Эллады».